ПДД для малышей
Учим детей правилам дорожного движения
Безопасность на дорогах.
- Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
- Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход»
- Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
- Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
- Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу. - Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. - Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. - Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей.
При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара, - не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть; - привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге; - подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей; - учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства; - не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами; - неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При выходе из дома:
-сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии и на тротуаре или обочине.
При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом; не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.
При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства; - научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло; - не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Как учить детей правилам поведения на дороге.
Систематический личный пример.
Начинать обучение ребенка нужно прежде всего с себя. Личный Ваш пример обязательно отложится в детской голове. Каждый раз, гуляя с ребенком, направляясь в поликлинику или в гости, и подходя к пешеходному переходу, не забывайте о том, что Ваше поведение — пример для Вашего малыша. Проговаривайте каждое свое действие, концентрируя на нем внимание: «Повернем голову налево — едет машина, значит нужно остановиться и пропустить ее« или «Вот светофор, сейчас горит зеленый свет, значит дорогу можно переходить» и так далее.
Сказка, стихи.
Расскажите ребенку персонализированную сказку про светофор, стихи про правила дорожного движения. Воспитательное воздействие таких сказок и стихотворений достаточно велико.
Беседа.
Регулярно проводите беседы с Вашим ребенком на тему правил дорожного движения. Главное здесь — не нравоучительный, а доверительный тон. Расскажите ребенку, как Вы недавно испугались, когда на высокой скорости мимо Вас промчалась машина. Или какой-то другой случай. Все зависит от возраста Вашего малыша. Главное — не запугать его.
Сделайте поделку, макет дороги из пластилина, с разных подручных материалов: бумаги, ткани, всевозможных коробочек, цветного скотча и т.д. Изобразите светофор, дома, зебру и человечков и т.д. Попутно повторите, для чего они нужны, вспомните вышеизложенные правила или расскажите сказку. Как вариант, сочините сказку вместе с малышом.
Подберите специальный обучающий мультфильм на тему правил дорожного движения (благо — их сейчас довольно много). Посмотрите мультфильм вместе с ребенком, прокомментируйте его, побеседуйте, узнайте, как бы ребенок поступил на месте персонажа мультфильма.
Игра.
Проигрывайте с ребенком различные дорожные ситуации. Например, с помощью машинок и кукол. Допустим, куклы Маша и Петя возвращаются из школы домой. Разложите на полу «дорогу», определите «зебру» — пешеходный переход, условно обозначьте его или нарисуйте на бумаге и выложите рисунок на полу. Для обозначения светофора можно вырезать из цветной бумаги красный, желтый и зеленый круги, с их помощью меняйте «дорожную обстановку». Игрушечные машинки, думаю, найдутся и у девочки.
«Играй да смекай!»
Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки.
Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Эй, водитель, осторожно! Ехать быстро невозможно. Знают люди все на свете — В этом месте ходят дети.
(Знак «Дети».)
Здесь дорожные работы — Ни проехать, ни пройти. Это место пешеходу Лучше просто обойти.
(Знак «Дорожные работы».)
Никогда не подведёт Нас подземный переход: Дорога пешеходная В нём всегда свободная.
(Знак «Подземный переход».)
Этой зебры на дороге Я нисколько не боюсь. Если все вокруг в порядке, По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход».)
Я не мыл в дороге рук, Поел фрукты, овощи. Заболел и вижу пункт Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи».)
У него два колеса и седло на раме, Две педали есть внизу, крутят их ногами. В красном круге он стоит, О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено».)
У него два колеса и седло на раме, Две педали есть внизу, крутят их ногами. В красном круге он стоит, О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено».)
Этот знак на переезде — В непростом, заметим, месте. Тут шлагбаум не стоит, Паровоз вовсю дымит. Скорость он набрал уже, Так что будь настороже.
(Знак «Железнодорожный переездбез шлагбаума».)
«Подумай — отгадай»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Играющие сидят полукругом.
Взрослый: Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен отвечать. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше фишек.
- Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)
- Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.) - Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.) - По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.) - Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)
- Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)
- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)
- Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)
- Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.) - Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная милицейская машины.)
- Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)
И многие другие вопросы вы можете придумать для игры сами.
«Что будет, если…»
Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Правила: внимательно слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.
Взрослый читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы …»
Идёт по улице один Довольно странный гражданин. Ему дают благой совет: «На светофоре красный свет. Для пешехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!» «Мне наплевать на красный свет!» — Промолвил гражданин в ответ. Он через улицу идёт Не там, где надпись «Переход», Бросая грубо на ходу: «Где захочу, там перейду!» Шофёр глядит во все глаза: Разиня впереди! Нажми скорей на тормоза — Разиню пощади!.. А вдруг бы заявил шофёр: «Мне наплевать на светофор!» И как попало, ездить стал. Ушёл бы постовой с поста. Трамвай бы ехал, как хотел. Ходил бы каждый, как умел. Да… там, где улица была, Где ты ходить привык, Невероятные дела Произошли бы вмиг! Сигналы, крики то и знай: Машина прямо на трамвай, Трамвай наехал на машину, Машина врезалась в витрину… Но нет: стоит на мостовой Регулировщик-постовой. Висит трёхглазый светофор. И знает правила шофёр.
Взрослый предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем частникам дорожного движения?
А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…». Я вам буду сдавать вопросы, а вы — на них отвечать.
- Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается? Дети. Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.
- Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки? Дети. Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может несправиться с управлением.
- Что будет, если водитель не знает сигналы светофора? Дети. Водитель поедет на красный свет и собьёт пешехода. - Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей
части? Дети. Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне.
А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.
Задавать вопросы можно разные, главное, чтобы ребёнок усвоил самые главные для себя правила. Например,
- Где должны ходить пешеходы? - Где должны ездить автомашины? - Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу? - Как обозначается пешеходный переход? - Как регулируется движение на улице? - Какие сигналы светофора вы знаете? - Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены? - Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? - Как надо вести себя в автобусе? - Можно ли играть на улице?