Формирование творческой личности ребенка средствами театральной
деятельности. Консультация для родителей.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного
образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами
дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача
приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это
составная часть социально-экономических и духовных направлений
современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном
смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом
опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это
деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию
нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это
не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и
совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и
детской психологии. Театральная деятельность – это самый распространенный
вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его
природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется
воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли,
стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая
огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью
помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему
развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового,
усвоению новой информации и новых способов действия, развитию
ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению
общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия
театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию
волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы,
интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия
театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями
способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя
и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему
продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой
аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и
персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать
пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли
позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся
более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои
мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий
мир.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.
Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая
ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском
саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных
навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное
произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную
направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное
отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку
преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде.
Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо
воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.
Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.
В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку
выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с
ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с
ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к
нему на помощь.
Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют
нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок
начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в
него, живет его жизнью. Поскольку положительные качества поощряются, а
отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать
добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков
создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему
контролю за своим поведением.
В театрализованной игре дети имитируют характер и движения персонажей, при
этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма.
А движения повышают активность речевого — двигательного анализатора,
«балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает
активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ,
овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать
ответственность за успех игры.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях,
зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом,
театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных
учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей -
длительная работа, которая требует участия родителей.
Совместные праздники с детьми, театрализованные постановки с
родителями, где родители главные вдохновители и помощники- все это
вызывает у детей много эмоций, обостряет чувство гордости и радости,
ведь как это здорово когда твои родители с тобой рядом и живут твоей
жизнью, играют в твои игры.
Таким образом, театральная деятельность позволяет раскрыть ребенку
свой творческий потенциал, развивает его всесторонне, а совместные
постановки с участием детей и родителей сближают семью.