Рекомендации для родителей по профилактике насилия в семье

республиканская профилактическая акция  «Дом без насилия!»,

ГУО «Детский сад № 2

г. Марьина Горка» присоединяется к республиканской профилактической акции 

«Дом без насилия!»,

которая проводится с 8 по 17 апреля

 с целью вовлечения широких слои населения в оказание помощи и содействия государственным органам в решении проблем насилия в семье с применением к лицам асоциального поведения мер индивидуальной профилактики правонарушений.

 

Акция направлена на решение проблем насилия в семье и принятие дополнительных мер воздействия в отношении лиц, совершающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений.

В рамках акции правоохранители проведут индивидуальную профилактическую работу с правонарушителями и примут превентивные меры по отношению к гражданам, совершающим насилие в семье. Будет обеспечено разъяснение положений нового законодательства о профилактике домашнего насилия, оказана квалифицированная помощь пострадавшим.

По статистике в Республике Беларусь более половины фактов домашнего насилия совершены неработающими, как правило, злоупотребляющими спиртными напитками гражданами, на счету которых не одно правонарушение. В некоторых случаях жертвами становятся дети.

Для лиц, допускающих насилие в семье, законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность:

– ст.10.1 КоАП РБ (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия);

– ст.10.2 КоАП РБ (оскорбление).

Уголовная ответственность:

– ст.153 УК РБ (умышленное причинение легкого телесного повреждения);

– ст.154 УК РБ (истязание);

– 186 УК РБ (угроза убийством, причинение тяжких телесных повреждений);

– ст.139 УК РБ (убийство);

– ст. 147 УК РБ (умышленное причинение тяжкого телесного повреждения);

– ст.149 УК РБ (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения).

К лицам, допускающим насилие в семье, применяются также меры индивидуальной профилактики согласно Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» в виде профилактической беседы, официального предупреждения, решения об осуществлении профилактического учета, защитного предписания.

Если вам известны факты насилия, неблагополучия, пьянства в семьях, просим сообщить об этом по телефону 102.

Ваш звонок может спасти человеческую жизнь! Помните: семья начинается с любви, но там, где есть насилие, там нет семьи.

 

Подготовила:

заведующий Андрианова Ю.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Только активная жизненная позиция всех граждан сможет предотвратить семейные трагедии!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное учреждение образования «Детский сад № 2

г. Марьина Горка»

 

 

 

 

 

 

 

АКЦИЯ

«ДОМ БЕЗ НАСИЛИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Марьина Горка

2024

свернуть

Как не стать жертвой насилия

28.09.2023

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА"

Если Вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас – обратитесь за помощью!

по телефонам:

 

бесплатной «горячей» линии для пострадавших от домашнего насилия

8-801-100-8-801

по всей Беларуси. Анонимно. Ежедневно с 08:00 до 20:00. Звонить только со стационарного телефона.

 

либо 102

 

свернуть

Советы для самых маленьких

Советы для самых маленьких

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • ·Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
  • В случае нападения беги к зданию с вывеской «Здесь можно вызвать милицию».
свернуть

Информация родителям

Информация родителям

Пренебрежение основными нуждами ребенка(моральная жестокость)            Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.            Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:     - отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;     - отсутствие заботы и присмотра за ребенком;     - отсутствие внимания и любви к ребенку и др.            

Последствия моральной жестокости у детей     Внешние проявления:     - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;     - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;     - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;     - нечистоплотность, несвежий запах.    

 Физические признаки:     - отставание в весе и росте от сверстников;     - педикулез, чесотка;     - частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные       заболевания;     - запущенный кариес;     - отсутствие надлежащих прививок;   - задержка речевого и психического развития.     Особенности поведения:     - постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;     - неумение играть;     - постоянный поиск внимания/участия;     - частые пропуски школьных занятий;     - крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя      в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен;      гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не        умеет общаться;     - склонность к поджогам, жестокость к животным;     - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.  

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость)            Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.            Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:     - отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;     - отсутствие заботы и присмотра за ребенком;     - отсутствие внимания и любви к ребенку и др.            Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные. 

Последствия моральной жестокости у детей     Внешние проявления:     - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;     - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;     - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;     - нечистоплотность, несвежий запах.     Физические признаки:     - отставание в весе и росте от сверстников;     - педикулез, чесотка;     - частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;     - запущенный кариес;     - отсутствие надлежащих прививок;     - задержка речевого и психического развития.     Особенности поведения:     - постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;     - неумение играть;     - постоянный поиск внимания/участия;     - частые пропуски школьных занятий;     - крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;     - склонность к поджогам, жестокость к животным;     - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр.

II.Что должны знать дети, чтобы защитить себя             Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.            Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволяют прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.            Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.            Необходимо научить ребенка:     - доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом он сможет распознать возможную опасность и избежать ее;     - уметь различать хорошие, плохие и смущающие прикосновения.     При этом следует объяснить, что:     - хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия;     - плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу;     - смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Ими могут быть прикосновения, которые начинаются как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.     Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают его, ребенок должен:     - громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает;     - убежать;     - рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.            Ребенку необходимо разъяснить, что, хотя воспитанные дети и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания.   Иногда это может быть опасно и привести   к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.            Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.           Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет: эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие как выражение теплых чувств.           От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях; задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.           Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми,   а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить. 

Взаимоотношения с посторонними            Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:     - входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;     - самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома;     - несовершеннолетний должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;     - рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;     - нужно научить ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес;     - если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;     - выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.     

III. Что должны знать взрослые в случае жестокого обращения с детьми             Педагогические работники при возникновении подозрения на насилие должны: 1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно выслушать его. Верьте ребенку, если он Вам открылся, и окажите ему поддержку. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.2. В обязательном порядке поговорить с родителями или лицами, их заменяющими.3.Обратиться в травмпункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений.4. Подключить к решению проблемы милицию или прокуратуру.5. Обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия. Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д. Полученные данные можно заносить в специальный дневник. Во-вторых, подключить к работе психолога, социального педагога, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее.

Предпринятые педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия.

Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети могут обманывать, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности. Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют, перевестись в другой класс для уменьшения времени общения с определенным лицами и др.

Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, является доверие , а также формирование чувства безопасности.

Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт. Создать доверительные отношения. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.

Существуют различные пути, чтобы начать беседу:

• маленьким детям можно предложить игру и вместе поиграть; через некоторое время можно задать общие вопросы о семье, друзьях и т. д.

• с более старшими детьми целесообразно поговорить на нейтральные темы: школа, хобби, свободное время, семья.

Трудность заключается в том, что ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее и легче выразит это своим поведением, действиями. Менее травматично выразит все в игре.

Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник или педагог.

Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее:

1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблеме, к насилию и к сексуальному насилию, в частности. Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь.

2. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист хочет достигнуть поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок. При беседе с ребенком нельзя давать две противоречивые инструкции одновременно:

• говори обо всем, что случилось;

• не говори неприличных слов.

3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».

4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.

5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.

6. Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка.

7. Речь взрослого, тон его голоса должен быть легким и деловым. Также не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.

8. Необходимо избегать прикосновений и таких форм телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях и беседах по другим поводам. В случае совершение сексуального насилия это может напугать ребенка.

9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.

10. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку «Все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку.

11. В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или женщина, это зависит от того, кто был насильником. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу.

Если ребенок сам рассказывает о насилии или же появившиеся у взрослого подозрения в ходе беседы подтверждаются, то педагог (классный руководитель, учитель, воспитатель и др.) в письменной форме оформляет свои наблюдения и передает их директору школы.

В случае возникновения вследствие насилия угрозы жизни и здоровью ребенка, его необходимо срочно направить к врачу (в школьный медпункт, детскую поликлинику, больницу и др.), а также заявить о произошедшем в органы внутренних дел. Кроме того, администрация учреждения образования должна сообщить о фактах насилия в управления (отделы) образования и в комиссии по делам несовершеннолетних местных органов власти.

            Для пресечения жестокого обращения с детьми социальный педагог должен тесно сотрудничать с различными структурами. В их число входят представители ОКМДН, отделов внутренних дел, участковые инспекторы милиции, члены неправительственных организаций и др. Социальному педагогу необходимо совместно с участковым или инспектором обследовать жилищно-бытовые и материальные условия проживания семей, где совершается насилие, чтобы выявить тех детей, которые не обеспечены необходимыми условиями воспитания. Если же получены сведения о фактах насилия над детьми, то для получения более полной информации следует направлять запрос в отдел профилактической работы ОВД о наличии в банке данных на этих лиц, за возможные нарушения (привлечениек административной ответственности, наличие судимости и т.д.).

Помимо помощи пострадавшим от насилия большое значение придается предупреждению жестокого обращения с детьми, созданию эффективной системы профилактики, которая предполагает, как минимум два этапа. Первичная профилактика заключается в комплексном воздействии на обе вовлеченные в насилие стороны, т.е. на насильника и жертву. Это воздействие предполагает широкий круг мер, направленных на обеспечение условий для нормального и разностороннего развития личности, создания безопасной и комфортной микросреды: своевременное оказание помощи семьям «группы риска», профилактику алкоголизма и наркомании у лиц из ближайшего окружения несовершеннолетних. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, об общественно приемлемых и безопасных формах поведения в различных ситуациях.

На этапе первичной профилактики в школах и других детских учреждениях проводятся разъяснительные беседы, направленные на выработку у детей стратегии деятельности в угрожающих жизни ситуациях, и тренинги по формированию навыков безопасного поведения. Большое внимание уделяется предупреждению противоправных действий окружающих, например, детей учат не открывать дверь квартиры посторонним, не входить с ними в подъезд и лифт и не знакомиться, не поддаваться уговорам и т.д. Одновременно на стендах в рекреациях образовательных, медицинских и иных воспитательных учреждений размещается информация об адресах и контактных телефонах лиц и организаций, оказывающих помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. На этом же этапе проводятся мероприятия, способствующие изменению асоциального образа жизни молодежных и подростковых группировок, вплоть до привлечения их лидеров к юридической ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность, проституцию и т.д. Вместе с тем следует создавать подростковые клубы и иные объединения для проведения полноценного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей молодежи. Все это приводит к снижению вероятности проявления актов насилия в общественных местах (дискотеках, кафе и пр.), учебных заведениях и т.д.

Вторичная профилактика заключается в оказании медико-психоло-педагогической помощи пострадавшим от насилия для нивелирования возникших психических расстройств, предупреждения суицидальных попыток и вторичной виктимизации. Последняя особенно часто наблюдается у подростков, среди которых распространен миф о доступности жертв, в силу чего возможны повторные посягательства на неприкосновенность. В таких случаях большое значение приобретает юридическая помощь потерпевшим, предоставляемая в правоохранительных органах и в центрах, оказывающих реабилитационную поддержку. В этих учреждениях, кроме юристов, как правило, работают различные специалисты: социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед и др.

Участие работников местных органов власти необходимо в тех случаях, когда из-за жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка его безнадзорность приобретает хронический характер, а состояние физического и психического здоровья внушает серьезные опасения. Пошатнувшийся, а то и разрушенный статус подростка в учебном учреждении и в семье вызывает ощущение ненужности, заброшенности, что способствует развитию девиантного поведения в виде бродяжничества, алкоголизма, наркомании, клептомании, аутоагрессии и пр. Однако при оказании помощи такому ребенку необходимо избегать "эффекта маятника", когда внимание фокусируется то на ребенке, то на всей семье. Необходимо одновременно держать в центре внимания и жертву жестокости, и его ближайшее окружение, планируя комплекс мероприятий.

            Работники учреждений первичного звена здравоохранения (педиатры, терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, семейные врачи, психиатры, персонал скорой медицинской помощи, социальные работники и другие специалисты)   должны  обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для распознавания признаков жестокого обращения с детьми, оценки состояния и физического развития детей.      Оценка   состояния детей - жертв физического насилия должна включать:   анамнез;   данные   физического   обследования;   протокол рентгеновского исследования; исследование системы свертывания крови; цветные фотографии; данные обследования братьев и сестер; официальное медицинское заключение; характеристику поведения пострадавшего; оценку развития ребенка.     Особое значение в этих случаях придается медико-социальному патронажу, выполняемому работниками детских поликлиник.            Осмотр   ребенка   по   любому   поводу ( при обращении родителей, профилактический осмотр и другие), требует от врача настороженности в отношении рассматриваемой проблемы, поскольку предоставляется реальная возможность даже при отсутствии жалоб увидеть первые признаки насилия.         В случае возникновения подозрения на унижение ребенка в семье, жестокое обращение с ним врач обязан незамедлительно прежде всего:     - поставить в известность о своих предположениях службу защиты детей;     - обеспечить   госпитализацию   каждого   ребенка, подвергшегося жестокости и нуждающегося в защите, на период первичного обследования;     - проинформировать родителей о диагнозе;     - сообщить   правоохранительным службам о полученных ребенком травмах.

Таким образом, прервать насилие и жестокое обращение с детьми и подростками способны следующие меры:

- обучение будущих родителей методам ненасильственной педагогики и оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся в этом семьям. Следует побуждать взрослых внимательно относиться к потребностям детей, при необходимости проводя коррекцию завышенных ожиданий и снижая потолок требований родителей, моделировать позитивные подходы к ребенку предлагая варианты решения возникающих проблем;

- систематическое освещение в средствах массовой информации проблемы насилия над детьми с целью воздействия на общественное мнение и трансформации стереотипов воспитания;

- разработка действенной процедуры и реального механизма защиты прав и интересов ребенка по личному обращению;

- создание системы взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, органов внутренних дел и социальной защиты населения для оказания помощи детям, страдающим от семейного насилия;

- усиление контроля за выявлением и учетом детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях;

- формирование безопасной образовательной среды, в том числе посредством стимулирования педагогических работников к переосмыслению профессиональных и личностных ценностей, а также оказания психологической и иной поддержки педагогам, испытавшим ранее жестокое обращение, во избежание превращения их в агрессоров по отношению к учащимся;

- активное внедрение в школьную практику новейших педагогических технологий, психологических тренингов, ориентированных на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;

-формирование у детей правовой грамотности в отношении преступлений против личности, расширение социально-психологической компетентности.

- обучение несовершеннолетних безопасному поведению в целях защиты от агрессии окружающих, а также для налаживания партнерских отношений со сверстниками и в будущей собственной семье.

свернуть

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

03.04.2023

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

 

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;                                          
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции;
  • нежелательный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  • «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.  Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

 

свернуть

Рекомендации родителям «Как оградить ребенка от насилия»  

03.04.2023

 

Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:

 

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
свернуть

Рекомендации для родителей по профилактике насилия в семье

03.04.2023

 

Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?

Мотивы проблемного поведения детей: 

  1. Борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого. 
  2. Борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор. 
  3. Желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо. 
  4. Потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

 При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!!  Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
свернуть
20232022
апрельапрель
5 апреля, среда

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ "КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА"

подробнее...